Анализ войн и военных конфликтов второй половины ХХ века показал, что танки, обладая даже мощной броней и самыми современными средствами дополнительной защиты, остаются уязвимыми. Особенно для них опасны ручные гранатометы и противотанковые управляемые ракетные комплексы (ПТРК).
В немалой степени это объясняется тем, что мощные танковые пушки предназначены для уничтожения высокозащищенных огневых средств противника. Прежде всего это вражеская бронетехника и - отчасти - долговременные огневые точки. Поэтому основу танкового боекомплекта составляют подкалиберные и кумулятивные бронебойные снаряды. Они малоэффективны в борьбе с живой силой, которая использует легкие мобильные средства передвижения с установленными на них различными ПТРК. И именно эта самая живая сила, вооруженная ПТРК, рассредоточенная по фронту, и тем более в городских условиях, для бронетехники представляет реальную угрозу.
Со всей очевидностью такая угроза проявилась во время участия Советской армии в войне на территории Афганистана. Тогда же и родилась идея спроектировать машину, защищенную как танк, но способную уничтожать в первую очередь вражескую пехоту и различного рода "шайтанмобили", оснащенные управляемыми противотанковыми ракетами.
Считается, что инициатором начала работ по созданию специализированной боевой машины поддержки танков и пехоты при действиях в горах и населенных пунктах стал Сергей Александрович Маев. С 1985 по 1987 год он проходил службу в должности заместителя командующего по вооружению воюющей в Афганистане 40-й армии. Одновременно был начальником вооружения Туркестанского военного округа.
Именно он выдвинул идею создания машины, имеющей броневую защиту лучше, чем у танка, но оснащенную малокалиберным оружием, дающим возможность обеспечить ураганную огневую мощь в радиусе до двух километров. Идею восприняли военные ученые.
Специалисты 38-го НИИИ Министерства обороны СССР сформулировали основные направления создания боевой машины поддержки танков (БМПТ). Головным исполнителем работы в 1987 году определили специальное КБ Челябинского тракторного завода. Проект получил шифр "Рамка".
К 1989 году было изготовлено три варианта машины. Первый вариант в качестве вооружения имел 100-миллиметровую стабилизированную пушку и спаренную с ней 30-миллиметровую автоматическую пушку - то, что потом реализовалось в БМП-3. Помимо этого имелись две курсовых установки гранатометов АГ-17, два бортовых 7,62-мм пулемета ПКТ, стабилизированный 7,62-мм пулемет ПКТ в люке командира. Экипаж состоял из семи человек.
Второй вариант оснащался двумя стабилизированными 30-миллиметровыми автоматическими пушками, которые могли вести огонь независимо друг от друга. Имелись также два курсовых гранатомета АГ-17, пулемет 7,62-мм, ПТРК "Конкурс". Экипаж тоже состоял из семи человек.
Третий вариант, получивший неофициальное имя "Гадюка", вооружался двумя 30-миллиметровыми пушками и двумя пусковыми установками неуправляемых ракет по 6 ракет в каждой. Экипаж - три человека. Этот вариант оказался самым неудачным.
Лучшим в ходе испытаний стал второй - с двумя независимыми 30-мм пушками. Но в середине 1990-х Челябинский тракторный обанкротился, началась череда смены собственников.
Спасло проект то, что генерал-полковник Сергей Маев в 1996 году стал начальником Главного автобронетанкового управления. Его авторитет и настойчивость позволили перевести работы в Нижний Тагил на "Уралвагонзавод".
К июлю 2000 года был изготовлен опытный образец БМПТ - на базе танка Т-72Б с заимствованием агрегатов от Т-90. Масса опытного образца составила 47 тонн. Экипаж - пять человек.
Основное вооружение в виде модуля включало: одну 30-мм автоматическую пушку 2А42, 30-мм автоматический гранатомет АГ-30, спаренный с пушкой, управляемые противотанковые ракеты "Корнет". Дополнительное вооружение - два курсовых гранатомета АГ-17 и 7,62-мм пулемет ПКТ. Однако дальнейшего развития этот образец не получил.
Следующий вариант создавался на базе Т-90 и имел уже две 30-мм пушки 2А42. Масса - 48 тонн, экипаж 5 человек. В 2006 году этот образец БМПТ представили на госиспытания, которые машина прошла блестяще.
Было отмечено, что при стрельбе одновременно из всех огневых каналов БМПТ по целям, расположенным на разной дальности и под разными курсовыми углами, наблюдался "эффект испуга" от сплошного огневого подавления и поражения целей по всей ширине полосы решения огневой задачи. Поэтому БМПТ получило неофициальное имя "Терминатор" и было рекомендовано к принятию на вооружение как новый класс бронетанкового вооружения, не имеющий аналогов в отечественном и зарубежном танкостроении.
Основное вооружение БМПТ-1 стабилизировано в двух плоскостях и размещено в необитаемой башне. Оно включало две спаренных 30-мм автоматических пушки 2А42, спаренный с ними 7,62-мм пулемет ПКТМ и четыре управляемые ракеты "Атака-Т". Ракеты комплектуются тандемной кумулятивной БЧ и термобарической. Исходя из того, что управляемые ракеты имеют различные БЧ, спектр целей для БМПТ оказался широк: от бронеобъектов и живой силы до низко летящих самолетов и вертолетов. При этом БМПТ могло вести огонь по нескольким целям одновременно.
Дополнительное оружие - два курсовых гранатомета АГ-17Д, установленных в носовой части корпуса. Дальность стрельбы - 1700 метров. Боекомплект каждого гранатомета - 300 гранат в единой ленте.
Испытания показали, что БМПТ успешно решает следующие огневые задачи: подавление и поражение танкоопасной живой силы на дальности до 1700 м; поражение легкобронированных целей БМП, БТР на дальности до 4000 м; поражение танков и высокозащищенных БМП на дальности до 6000 м; поражение вертолетов и низколетящих самолетов на дальности до 6000 м.
По характеристикам защиты бортов БМПТ превзошла Т-90 за счет экранирования бортов вспомогательным оборудованием и установкой встроенной динамической защиты вдоль всей бортовой проекции корпуса. Дополнительно устанавливались тканевые зигзагообразные экраны с элементами динамической защиты.
Казалось бы, прекрасная и нужная армии машина. Увы, в начале 2010 года было официально объявлено об отказе минобороны от закупок БМПТ. Тем не менее на УВЗ руки не сложили и продолжили работы по "Терминатору" за свой счет.
Машину сильно упростили. Было предложено снимать с устаревших Т-72 башню и ставить слегка модернизированный модуль от БМПТ-1. Экипаж сократили до трех человек. На военно-технической выставке в Нижнем Тагиле RAE-2013 состоялась красочная презентация "Терминатора-2".
Затем была Сирия, где эти машины огневой поддержки показали себя с лучшей стороны. И 5 мая 2018 года "Терминатор-2" наконец был принят на вооружение Российской армии. Однако массового выпуска БМПТ так и не наладили.
Военная спецоперация, которую сейчас ведет наша армия, со всей наглядностью показала, что именно такие машины мощной огневой поддержки остро нужны войскам. Подводя итог, можно напомнить: всего было создано и испытано шесть образцов БМПТ. В войска поступает "Терминатор-2".