Первые всполохи Майдана докатились до Крыма с телами бойцов, которые погибли в Киеве от рук неизвестных снайперов. 22 февраля 2014 года полуостров прощался с двумя сотрудниками спецподразделения "Тигр" и бойцом "Беркута".
- В Крым вернулись и остальные сослуживцы, - вспоминает лейтенант полка спецназначения "Тигр" Дмитрий Бушуев. - Окна в автобусах были побиты, завешаны одеялами. Ребята вывалились из них черные как черти, голодные, замерзшие. Общее ощущение, что нас предали.
Майдан в феврале 2014 годаПогибшие правоохранители и общий настрой нового режима на Украине еще больше сплотили крымчан.
- Нам угрожали, обещали из нас "сделать тушенку", прокалывали шины, - рассказала одна из организаторов всекрымского движения "Стоп майдан!" Анна Рубель. - Но страшно не было. Мы стояли за правое дело.
На следующий день, 23 февраля, под стенами Верховного Совета Крыма в Симферополе прошел митинг "Русского единства", который призывал жителей полуострова не допустить экспансии украинского национализма. Началась организация народных дружин, куда записались тысячи человек.
- К середине дня уже были созданы первые 10 рот, - описывает те события председатель комитета Госсовета РК по имущественным и земельным отношениям Евгения Добрыня. - И это было только началом. Была сформирована даже женская рота из 30 девушек!
По воспоминаниям одного из организаторов Штаба народного согласия Советского района Артема Заикина, патрулировать улицы вышли обычные люди - сельские жители, горожане. Им же и предстояло встречать "поезда дружбы" из Киева. Они же и столкнулись с радикалами у республиканского парламента 26 февраля, где в противостоянии погибли два человека и пострадали несколько десятков. Когда казалось, что большого кровопролития избежать не удастся, в ситуацию вмешалась Россия. Уже на следующий день парламент и правительство Крыма были под защитой "вежливых людей", и над зданием взвился российский флаг.
- Утром на здании Совета министров Крыма увидел триколор, и на глазах выступили слезы, - вспоминает активист пророссийской организации Сергей Веселовский.
Появление России стало первым шагом на пути возрождения полуострова. Обеспечение стабильного и поступательного развития невозможно было без обеспечения безопасности Крыма. С этого момента события развивались стремительно. Утром 27 февраля устанавливаются блокпосты на местах сухопутного сообщения с Украиной - порядка 70 спецназовцев севастопольского "Беркута" перекрыли три трассы, ведущие на полуостров.
- Досмотры проводили жестко, - вспоминает начальник управления Росгвардии города Севастополя Сергей Колбин. - Находили оружие, бронежилеты, каски, спецсредства. Их даже почтовой службой пытались провозить. Главная задача была - не пропустить всю эту заразу в Крым, не дать спрятаться в горах. Пытались прорваться машины псевдо-"Красного Креста" к украинским военнослужащим, которые якобы голодают и у них эпидемия. Но оказалось, что они везли просроченные медикаменты, а по документам стало понятно: едут для дестабилизации обстановки. Таких мы разворачивали.
Через несколько дней были блокированы все воинские части украинских ВС. В конце февраля Сергей Аксенов был назначен премьер-министром автономии, и вскоре началась подготовка к референдуму о статусе Крыма.
- Мы работали в авральном режиме - с раннего утра и до двух часов ночи, - вспоминает глава избиркома Михаил Малышев. - Задачу усложнил еще тот факт, что Украина закрыла нам доступ к реестру избирателей. Но сорвать референдум таким образом не удалось.
16 марта 2014 года жители полуострова проголосовали на референдуме о статусе Крыма, по итогам которого 96,77% проголосовавших или 1 миллион 233 тысячи 2 человека высказались за присоединение к России. Явка была рекордной - на участки пришли 83,1% крымчан и 89,5% севастопольцев.
- Я лично обошел много участков и своими глазами видел, что люди стояли в очередях, хвосты которых тянулись на улицу, - говорит Малышев. - Такой явки, как в день референдума, не было за все годы нахождения Крыма в составе Украины, и, наверное, уже не будет.
Еще через два дня, 18 марта, произошло историческое событие - в Кремле был подписан договор о принятии в состав России Крыма и Севастополя. С этого момента был запущен долгий и кропотливый процесс интеграции полуострова в правовое, экономическое, социальное, гуманитарное и энергетическое пространства России. И начать было решено с базовой проблемы - инфраструктуры.
Для улучшения транспортной доступности полуострова в марте 2014 года было принято решение о строительстве Крымского моста. Началась тщательная работа по подготовке проекта: эксперты рассчитывали надежность будущей конструкции, изучали влияние колосса на экологию, флору и фауну, археологи раскапывали некрополи прошлого, а военные обезвреживали отголоски войны. Летом 2015 года итоговый проект отправили на экспертизу, а уже в октябре был заложен камень "нулевого километра" на Кубани, символизирующий старт активной фазы строительства. В марте 2016-го начался монтаж свайного фундамента, а уже в апреле возвели первую опору моста.
С тех пор "стройка века", видная даже из космоса, не затихала ни на минуту. Сложнейший процесс, развернувшийся на обоих берегах Керченского пролива, привлекший специалистов со всей России, шел с опережением графика. В июле 2017 года под железнодорожной аркой моста прошел первый сухогруз, осенью началась укладка асфальта, а в октябре прошла уникальная операция по установке автомобильной арки. В декабре путем голосования было избрано официальное название моста, а еще через несколько дней конструкция объединилась в единое целое. 16 мая 2018 года по 19-километровому мосту поехали первые автомобили. Теперь до крымского берега стало возможным добраться за 15 минут.
Первый же туристический сезон продемонстрировал значимость моста, увеличив турпоток на треть. Осенью на мост пустили первые грузовики, что облегчило транспортную доступность региона и стимулировало торговлю. Кроме того, упорядоченное судоходство в Керчь-Еникальском канале улучшило экологию Азовского моря.
Но на этом стройка не закончилась - прямо сейчас продолжается активное возведение железнодорожной ветки. К юбилею воссоединения завершена укладка половины ж/д рельсов - праздник строители будут отмечать на острове Тузла.
Строительство железнодорожной части Крымского мостаПараллельно со "стройкой века" ударными темпами ведется прокладка федеральной трассы "Таврида". В конце прошлого года было открыто движение сразу на четырех из семи участков дороги. Полностью четырехполосная трасса протяженностью 250,7 километра будет готова в 2020 году.
Инфраструктурное развитие полуострова не обошло стороной и воздушное сообщение. В апреле 2018 года первых пассажиров принял новый терминал международного аэропорта Симферополь, построенный в рекордные сроки. За два года строители возвели терминал площадью 78 тысяч квадратных метров, что увеличило пропускную способность воздушной гавани до 3650 пассажиров в час или 6,5 миллиона человек в год. Осенью прошлого года на крупнейшем южном аэропорте России началась укладка новой взлетно-посадочной полосы. Вторая ВПП с современным оборудованием позволит принимать практически все типы судов даже в сложных метеоусловиях.
- С открытием Крымского моста и нового аэровокзального комплекса Международного аэропорта Симферополь ушли в прошлое логистические проблемы, тормозившие развитие экономики, - подчеркнул в своем недавнем послании глава Крыма Сергей Аксенов.
Серьезно развивается также энергетическая безопасность полуострова, ставшая столь актуальной после энергоблокады Украины в ноябре 2015 года. Прошлым летом был запущен в тестовом режиме первый энергоблок Таврической ТЭС близ Симферополя. В начале октября стартовали пуско-наладочные работы на Балаклавской ТЭС под Севастополем. К началу нынешнего года обе электростанции вышли на проектную мощность и начали генерировать порядка 940 мегаватт. До их ввода в эксплуатацию энергосистема Крыма обеспечивала свои потребности лишь на 21%, компенсируя нехватку с помощью энергомоста.
После запуска новых электростанций (включая четыре турбогенератора Сакской ТЭЦ) Крым впервые поделился электричеством с материковой частью России. В январе 2019 года на полуострове произвели на 113,7% электричества больше, чем годом ранее. В марте обновленная энергосистема Крыма позволила передать на Кубань до 300 мегаватт "излишков".
- Крым впервые в своей истории перестал быть энергодефицитным регионом, - подвел итог пятилетки Аксенов. - По сути, это новая электрификация.
Помимо крупных национальных проектов на полуострове идет активное развитие практически во всех сферах жизни. Несмотря на водную блокаду со стороны Украины, налажено стабильное водоснабжение Крыма. Ударными темпами обновляется социальная инфраструктура, строятся новые детские сады, школы, медицинские центры, идет модернизация промышленности, сельского хозяйства, курортной отрасли, других сфер.
За пять лет собственные доходы республиканского бюджета выросли почти в 2,5 раза и по итогам минувшего года составили 54,8 миллиарда рублей. Благодаря федеральной поддержке расходы бюджета по сравнению с 2013-м годом выросли в 4,6 раза, что позволило увеличить финансирование всех отраслей на несколько порядков, а кое-где и в десятки раз. Так, по сравнению с украинским периодом расходы на защиту окружающей среды и экономику полуострова выросли почти в 23 раза.
Валовой региональный продукт за пять лет вырос в 1,5 раза. Стабильный рост демонстрирует промышленность, сельское хозяйство, строительная сфера и туризм. Эти отрасли стали лидерами по привлечению инвестиций. Всего за минувшие пять лет в экономику Крыма было вложено порядка 270 миллиардов рублей.
- За пять лет в российском Крыму созданы прочные основы для поступательного движения вперед, - подчеркнул Аксенов.
В ходе совещания, посвященного пятой годовщине Крымской весны, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что в экономическом развитии региона произошел настоящий рывок - с последнего места в списке субъектов РФ до 40-го. Депутат привел в пример динамику валового регионального продукта - если в 2013 году показатель на душу населения составлял лишь 92,4 тысячи рублей, то в конце прошлого года вырос до 217,2 тысячи.
- Это говорит о том, что экономика Крыма, промышленное производство семимильными шагами догоняют экономику России, - заявил спикер.
Столь бурное развитие не могло остаться незамеченным и иностранными гостями, которые, несмотря на риторику западных стран, все активнее посещают Крым. Так, глава французской делегации политиков Тьерри Мариани во время визита на полуостров отметил, что Крым преобразился за минувшие пять лет, получив импульс после референдума 2014 года.
- Когда ездишь сюда в течение 10 лет, видишь, как территория просыпается, - сказал Марини. - Со всей ответственностью заявляю - до 2014 года в Крыму не происходило никакого развития. Мы видим настоящее развитие, как, конечно, и проблемы. Нужно быть слепым, чтобы не видеть всего происходящего.
Журналисты немецкого издания Der Globus Deutschland также оценили социально-экономическое состояние Крыма и заявили о "ренессансе" полуострова. Авторы публикации признают серьезные успехи в развитии инфраструктуры, энергетики и туризма. Также журналисты отметили роль президента РФ Владимира Путина, подчеркнув, что изменения стали возможны в том числе благодаря его личному участию в решении проблем.
Прорыв информационной блокады, разумеется, важен, так как, по словам того же Мариани, у французского общества нет четкой позиции о ситуации с полуостровом, поскольку не хватает достоверной информации. Но главное достояние любого государства - это его народ. Крымчане сделали свой выбор и, согласно данным соцопросов, повторили бы его снова. А еще важно то, что уже растет поколение детей Крымской весны, которые не застали разруху и обнищание, а родились в период роста и развития.
- Я помню, как 18 марта мы сидели у телевизора всей семьей и узнали, что президент РФ Владимир Путин подписал договор о принятии Крыма в состав страны, - рассказал отец ровесника Виктор Кручиненко. - А рано утром 19 марта Лена поехала рожать. Мы очень радовались, что сын родился уже в России. На днях Аверьяну исполнится пять, как и Крымской весне.