Есть ли риск новой волны ковида из-за мутировавшего "омикрона"
Что известно о "дельтакроне", может ли он быть более патогенным, чем доминирующий сейчас "омикрон"?
Наталья Пшеничная: "Дельтакрон" - это рекомбинантный вирус SARS-CoV2, который имеет нуклеокапсид (то есть, говоря простыми словами, "тело" или "основу" вируса), который по своим антигенным характеристикам очень близок к "дельта"-варианту. А S-белок (спайк-белок, из которого состоят знаменитые шипы коронавируса) у этой разновидности вируса очень схож с "омикроном". Благодаря такому раскладу предполагается, что "дельтакрон" не является более патогенным, чем "омикрон", но может быть таким же высокозаразным.
Тем не менее это всего лишь в большей степени теоретические предположения, поскольку случаев заражения "дельтакроном" во всем мире выявлено очень мало. Первоначально он был обнаружен на Кипре - в январе его выявили у 25 больных COVID-19. При этом сначала ВОЗ расценила его выявление как лабораторную ошибку в результате загрязнения исследуемого материала. Однако вскоре подтвердилось, что "дельтакрон" - это реальность, его также обнаружили во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании и США. Тем не менее подтвержденных случаев заражения им немного, а главное, за прошедшие два с лишним месяца не прослеживается тенденции, что "дельтакрон" вытесняет повсеместно доминирующий "омикрон".
В России этот вариант на сегодняшний день не обнаружен.
А чем тогда обусловлена нынешняя вспышка COVID в Китае? И в Европе тоже видим новый рост?
Наталья Пшеничная: В Китае заболеваемость растет из-за геноварианта "омикрон ВА.2", известного так же как "стелс-омикрон". Известно, что этот вариант более заразный, а следовательно, может распространяться быстрее оригинального "омикрона".
Заболеваемость в Китае начала быстро расти с начала марта, и к середине месяца в стране за сутки выявляют около 1,5 тысячи новых случаев заражения - главным образом в провинции Цзилинь. Эту же линию обнаружили в начале этого года и в нескольких европейских странах, и сейчас доля "стелс-омикрона" в структуре заболеваемости коронавирусом активно нарастает во всем мире.
А в нашей стране он есть?
Наталья Пшеничная: Вариант BA.2 действительно присутствует на территории нашей страны, он обнаружен в различных регионах, и его доля продолжает расти. На сегодняшний день в России каждый пятый случай ковида вызван именно "стелс-омикроном".
Получается, нам грозит новая волна?
Наталья Пшеничная: Исходя из опыта стран, где ВА.2 циркулирует уже несколько недель, мы видим, что "стелс-омикрон" действительно более заразный, чем ВА.1 ("исходный" "омикрон". - Ред.). Тем не менее говорить о его повышенной опасности преждевременно. У нас пока нет никаких подтверждений, что этот вариант увеличивает риски госпитализации, тяжелого течения заболевания или негативных исходов.
Скорее всего, новую волну пандемии "стелс-омикрон" не вызовет. В пользу этого говорит то обстоятельство, что, несмотря на рост доли BA.2, уровень заболеваемости в нашей стране идет на спад. Кроме того, довольно большая доля населения уже иммунизирована благодаря вакцинации, а также перенесенному заболеванию.
И все-таки не рано ли на этом фоне отказываться от масок и прочих ограничений, как это уже сделали в нескольких регионах?
Наталья Пшеничная: В методических рекомендациях Роспотребнадзора, принятых в связи с распространением "омикрона" (этот документ был принят в последний день февраля), требований к соблюдению социальной дистанции уже не содержится. При этом постановление главного государственного санитарного врача, в котором закреплен масочный режим, продолжает действовать, его никто не отменял.
Вспышки коронавируса в Китае и рост заболеваемости в европейских странах доказывают, что пандемия, к сожалению, еще далека от завершения. Поэтому главные меры профилактики - маски, вакцинация, строгие требования к дезинфекции - по-прежнему остаются актуальными.